Синагоги Ципори и Тверии сами по себе интересны и нетривиальны (первая из них нетривиальна настолько, что даже ведутся споры, является ли она вообще синагогой). Тем не менее, сегодняшней темой станут не сами эти здания, а проблема фигуративного искусства в еврейской традиции.
Вторая заповедь (видимо, не случайно вторая, что свидетельствует о ее важности) гласит: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Этот категоричный запрет на изображения уничтожил на корню еврейское изобразительное искусство, которое осталось декоративным и прикладным (то, что мы сегодня называем «иудаика»). Тем большим было удивление, когда один за другим стали обнаруживаться древние синагоги позднее-римского и византийского периодов, с мозаичными полами, изображавшими знаки зодиака!
Знаки зодиака сами по себе являются нарушением запрета на изображения, а ведь некоторые из фигур изображены, мягко говоря, не совсем одетыми. Но и это еще не все: в синагоге Тверии, в центр зодиакального круга помещено изображение греческого бога солнца Гелиоса! И это в синагоге!!!
Мозаичный пол синагоги в Тверии
Мозаичные полы синагог Тверии, Ципори и четырех других мест, в которых были найдены аналогичные изображения стали головной болью историков, археологов и специалистов по иудаизму. Между тем, похоже, что ларчик открывается довольно просто. Как говорил Остап Бендер, нужно только уметь его открыть. Период с третьего по седьмой века был для иудаизма эпохой открытости и толерантности, не виданной ни до, ни после. Отшумели кровавые антиримские восстания 1-2 веков, завершившиеся катастрофой. Остались в прошлом времена, когда пукнувший во время религиозной церемонии римский часовой вызывал массовые волнения с сотнями жертв. Непримиримые борцы за чистоту религии пали от римских мечей или были проданы в рабство. Оставшиеся в живых внимательней вгляделись в Священное Писание … и обнаружили, что у второй заповеди есть продолжение: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения и т.д., и т.д. Не поклоняйся им и не служи им». Вдруг, всем известная заповедь вырисовывается в новом свете: оказывается, это не запрет изображения, а запрет идолопоклонства!
Что касается Гелиоса, то он упоминается в еврейском мистическом тексте пятого века, как один из ангелов, управляющий солнцем и звездами. Так что к этому времени Гелиос утратил языческую коннотацию и превратился в мистический символ. Кстати, одна из интересных черт мозаичного пола Тверии это загадочные «ошибки» в написании двух последних знаков зодиака: слово «Водолей» написано зеркальным текстом, а слово «Рыбы» (на иврите «Дагим») – с буквой «г» в обратном написании. Первое время считалось, что это помарки, пока не были обнаружены другие синагоги с подобной мозаикой. Выяснилось, что в Ципори слово «Дагим» написано с двойной буквой «г» в обратном написании. А в Бейт Альфе Водолей и Рыбы – единственные знаки, перед которыми стоит союз «и». Если Гелиос – персонаж еврейской мистики того времени, а «ошибки» в определенных, одних и тех же словах – умышленные, то, возможно, вся мозаика содержит некое послание, понятное посвященным.
Как бы то ни было, период 3-7 веков становится одновременно золотым веком и лебединой песней еврейского изобразительного искусства.
Закончить этот разговор мне хочется очаровательной мозаикой синагоги Бейт Альфы, обнаруженной случайно, во время сельскохозяйственных работ.
Мозаичный пол синагоги в Бейт Альфа
Свято место пусто не бывает, и когда настоящей живописи нет, ею становится то, что есть. Вот, хотя бы, это. Некоторые искусствоведы считают безымянного автора этого шедевра предтечей примитивизма. Любуясь этим чудом, можно поразмышлять о том, насколько непоправимым оказался ущерб, причиненный еврейской культуре однобоким прочтением второй заповеди.
Особенно удалась безымянному гению сцена жертвоприношения Исаака.
Интересно, что, видимо не рассчитывая на то, что зритель самостоятельно разберется кто из персонажей Исаак, кто Авраам, а кто козленок, автор предусмотрительно снабдил изображения соответствующими надписями. Глядя на фигуру Авраама, изображенную с впечатляющей экспрессией, мне приходит на ум фраза из фильма Бертрана Тавернье: «Если человек создан по образу и подобию Божию, не хотел бы я встретить такого Бога в темном переулке».
Комментариев нет:
Отправить комментарий